Автор Тема: беспилотники (БПЛА) на службе РЭБ  (Прочитано 3666 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

bbi-8-boris

  • Гость
беспилотники (БПЛА) на службе РЭБ
« : Март 06, 2014, 01:49:43 am »
АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ ЗАПАДУ



Сразу над несколькими интересными проектами в области беспилотных систем в настоящее время работает Истринский экспериментальный механический завод (ИЭМЗ).
Самый «младший» в линейке беспилотников предприятия – комплекс «Истра 010». Комплекс дистанционного наблюдения состоит из двух беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и наземного пункта управления, приема и обработки информации (НПУ).
Входящий в состав комплекса БЛА имеет размах крыла 2 м и максимальную взлетную массу 4,5 кг. Оснащенный малошумным электрическим двигателем, он может совершать полеты продолжительностью 40 минут в радиусе 25 км от пункта управления.
Данные, получаемые датчиками БЛА, поступают на наземный пункт управления в реальном времени или же обрабатываются после полета. Координаты наблюдаемых объектов передаются в реальном времени. Автоматическое формирование отчётов и отправка удалённому потребителю производятся как по команде оператора, так и по запросу удалённого потребителя.
НПУ обеспечивает весь спектр необходимых работ по управлению БЛА, начиная от планирования полетного задания и кончая обработкой его результатов. Благодаря встроенному аккумулятору, обеспечивается непрерывная работа в течение не менее 2 часов. НПУ состоит из рабочего места оператора и антенно-мачтового устройства. Последнее включает антенны и устройство их поворота, которое может осуществлять «слежение» в двух плоскостях.
Второй беспилотный комплекс, созданный ИЭСЗ - «Истра 012». В его состав входят 2-4 БЛА, пусковая установка и наземный пункт управления.
Используемый в составе комплекса беспилотник имеет взлетную массу порядка 70 кг. БЛА может совершать полеты в радиусе до 100 км от станции управления, передавая на землю информацию с бортовых датчиков. В качестве систем полезной нагрузки могут быть использованы видеокамера высокого разрешения, ИК-камера и фотоаппарат. Кроме того, ведутся работы по установке лазерного дальномера. Аппаратура устанавливается на гиростабилизированной платформе. В комплексе реализована функция автоматического сопровождения динамических объектов.
Одно из интересных направлений работы предприятия представляют БЛА, предназначенные для радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Над их созданием предприятие работает совместно с компанией «Авиаконверсия».
В состав предлагаемого беспилотного комплекса РЭБ входят несколько БЛА, набор станций активных помех, наземный пункт управления, система привода и посадки БЛА.
Сам беспилотный аппарат имеет максимальную взлетную массу около 130 кг, то есть практически совпадает по своей размерности с «Пчелой». Однако, в отличие от последней, имеет колесное шасси. На его борту размещается аппаратура РЭБ общей массой до 20 кг. Аппарат может совершать полеты продолжительностью 2-2,5 часа в радиусе до 400 км.
Любопытно, что этот комплекс может стать недорогим, так сказать асимметричным, ответом на размещение объектов системы ПРО, которые он способен эффективно подавлять. В район расположения радиолокаторов системы ПРО на БЛА могут быть доставлены станции помех для подавления этих радиолокаторов. Станции помех компании «Авиаконверсия» создают несколько сотен ложных целей, неотличимых от реальных. Короткое время, за которое может быть проведен налет, не позволяет обнаружить реальные цели и передать их координаты средствам поражения.
Еще одной важной тактической задачей, где подобный БЛА может сыграть решающую роль, является нейтрализация функционирования авианосцев. С помощью набора станций помех, установленных на нескольких БЛА и барражирующих в районе расположения авианосцев возможно подавить все бортовые системы самолетов, позволяющие им ориентироваться на местности. В результате, возвращающиеся на авианосец самолеты не смогут своевременно выполнить посадку на авианосец и после израсходования запаса топлива будут потеряны.
Созданный специалистами предприятия навигационно-управляющий комплекс, в состав которого входят система воздушных сигналов, блок чувствительных элементов, магнитометр и приемник GPS/ ГЛОНАСС, позволяет осуществлять управление БЛА с возможностью коррекции на всех этапах полета – от взлета до посадки.
Комплекс имеет открытую архитектуру на базе CAN-сети с расширенными возможностями вычислителя. Для обеспечения его работы используется операционная система реального времени. Комплекс остается работоспособен при отсутствии коррекции от спутниковых систем навигации. Так, без коррекции он в течение 10 минут обеспечивает точность в горизонтальной плоскости 2500 м, по тангажу и крену – 0,5-1,5 град., по курсу – 1,5-3 град.
Большинство современных беспилотных аппаратов для определения своего положения используют сигналы спутниковой системы позиционирования. Однако, поскольку «ключи» от управления системой находятся «за океаном», сигнал GPS может быть сознательно отключен, «загрублен» или вовсе искажен, что в большинстве случаев сделает невозможным использование БЛА.
Подобные обстоятельства были приняты во внимание специалистами ИЭМЗ. Беспилотные комплексы компании создавались с расчетом на функционирование в условиях отсутствия сигналов систем спутниковой навигации. Соответствующая система, также создававшаяся в сотрудничестве с компанией «Авиаконверсия», включает в себя наземные компоненты и бортовую аппаратуру. Наземная составляющая включает ведущий и переизлучающие маяки, по которым осуществляется ориентация БЛА. В состав бортовой аппаратуры входит антенная система для пеленгации и определения координат, приемники сигналов маяков и процессор для обработки полученных сигналов и вычисления координат и направления.
При этом использование БЛА проходит по следующей схеме. На начальном этапе выход БЛА в зону полета около подавляемых помехами объектов осуществляется при помощи инерциальной навигационной системы. Само барражирование в процессе излучения помех не требует высокой точности. После выполнения задания, даже несмотря на накопленную ошибку, инерциальная система БЛА способна вывести аппарат в зону размером в несколько десятков квадратных километров, где уже другая, локальная навигационная система, установленная в районе точки посадки, «подхватит» его, выведет к точке посадки и позволит совершить посадку.
Истринский экспериментальный механический завод – достаточно молодое российское предприятие. Оно было образовано в 1997 году для организации производства летательных аппаратов общего назначения. В настоящее время завод располагает богатым набором оборудования и уникальной оснастки для опытного и мелкосерийного производства.

Ссылка